Консалтинговое бюро Борисюка Ю.А.

Технологии эффективного управления организацией

Консалтинговое бюро Борисюка Ю.А.

Навигация

Система управления

Обоснование выбора управленческого решения

 

Обоснование выбора управленческого решения
Модуль методических рекомендаций

 

Борисюк Ю.А.
доктор технических наук

Для кого предназначен данный методический материал

Каждый офицер знает, что основой управления войсками является решение командира. Обычно этих слов достаточно, чтобы военный человек мгновенно представил содержание и последовательность работ штаба по подготовке решения старшего начальника и организации его выполнения. Именно решение командира предопределяет какие задачи, в какой последовательности и какими силами будут решать подчиненные войска в процессе подготовки и ведения боевых действий, чтобы достичь поставленных перед ними целей. Именно на основе решения командира осуществляется планирование действий частей и подразделений, ведется всестороннее обеспечение их необходимыми ресурсами, организуется и поддерживается взаимодействие подразделений и непрерывное управление ими в бою, готовится личный состав.

В среде невоенной, в менеджменте, понятие "управленческое решение" также подразумевает под собой определенный результат творческой работы руководителя компании, в соответствии с которым будет организована ее дальнейшая деятельность. Так в чем же разница? Разница заключается в том, что одни усваивают важность, фундаментальность подготовки управленческого решения, что называется, с молоком матери, т.е. с первых дней прохождения курса молодого бойца. В последующем повседневная работа офицера на протяжении всей его карьеры в течение 25-30 лет службы на должностях от командира взвода до Начальника Генерального штаба ВС, от лейтенанта до маршала только обогащает его опыт, совершенствует его методические знания и навыки применения соответствующих инструментов в управлении подчиненными подразделениями, частями, соединениями, объединениями, войсками и флотами.

Другие же, т.е. менеджмент компаний, от младшенького "менеджера по продажам" до генерального директора компании по прокату велосипедов (кафешки; сети ларьков, торгующих пивом, тряпками, цветами и прочей продукцией "инновационной экономики"; а также ещё выше - председателя правления коммерческого банка, госкорпорации типа "РосНано" и вплоть до министров "экономического блока" Правительства), в своём большинстве не имеют ни должной профессиональной подготовки, ни соответствующей практики. Причины этого могут быть самые разные, но нередко в их числе вы найдете то, что условно называется "высшим экономическим образованием". Хуже того, огромное число, не на ночь будет сказано, "руководителей" получают образование заочно в какой-нибудь "международной академии гуманитарно-полезных наук и имиджмейкерских искусств". И ещё причина - перманентная смена места работы по найму в разношерстных по видам деятельности организациях на должностях типа "менеджер куда пошлют". В результате основная масса отечественных "управленцев" – это плохо обученные и мало что умеющие делать люди. До профессионалов им - ой как далеко...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Представленные материалы – это не только записки просветительского характера. Это и методические рекомендации, которые могут быть полезными для "попутного обучения" участников консалтинговых проектов по организационному развитию компаний из числа её штатных сотрудников

Основную часть Модуля предваряет изложение таких понятий об управлении деятельностью компании, как: управляющие, управляемые и неуправляемые факторы; управленческие решения и уровни их разработки; применение различных методов моделирования для обоснования и выбора решений.

Значительное внимание уделяется условиям, при которых модели проблемных ситуаций являются адекватными. Соответственно и модели классифицируются на те, которые работают в детерминированных условиях внешней среды, в условиях статистического риска, а также в условиях полной неопределённости. Математически это совершенно разные модели, отличающиеся как критериями выбора наилучших вариантов, так и, естественно, сложностью последующего анализа.

При разработке математических моделей важным моментом является учет отношения руководителя (лица, принимающего решения) к риску. Это необходимо, поскольку в итоге наилучшим вариантом является тот, который максимально гармоничен внутренним и не формализуемым представлениями руководителя о том, какие, часто качественные, оценки альтернативных вариантов решений упорядочивают их по предпочтительности. С этой целью в Модуле достаточно подробно рассматривается алгоритм сравнения альтернативных вариантов на основе функции полезности, учитывающей отношение руководителя к риску, а также способ ее построения.

Завершается Модуль рассмотрением порядка решения нетривиальной задачи оптимизации стратегии активизации продаж услуг офисами коммерческого банка при планировании деятельности на предстоящий период, включая построение модели проблемной ситуации, описание алгоритма выбора наилучшего решения и иллюстрацию его работоспособности на числовом примере. Данная модель решения задачи активизации продаж публикуется впервые.

Структура Модуля включает:

Введение. Кому и почему полезно прочитать этот Модуль

1. Предварительные понятия об управлении деятельностью компании

   1.1. Деятельность организации как объект управления

   1.2. Управляющие, управляемые и неуправляемые факторы

   1.3. Управленческие решения

          1.3.1. Решение руководителя – основа управления деятельностью

          1.3.2. Уровни управленческих решений

          1.3.3. Системные уровни разработки управленческих решений

  1.4. Применение моделирования в решении задач управления

         1.4.1. Аналоговое моделирование

         1.4.2. Физическое моделирование

         1.4.3. Математическое моделирование. Алгоритм разработки модели

         1.4.4. Имитационное моделирование

2. Обоснование управленческих решений в детерминированных условиях

   2.1. Линейная модель выбора оптимального решения

   2.2. Нелинейная модель выбора оптимального решения

    2.3. Пример решения задачи оптимизации плана выпуска продукции

3. Принятие решений в условиях неопределенности. Введение в проблему

   3.1. Природа

   3.2. Платежная матрица

   3.3. Матрица рисков

4. Обоснование управленческих решений с учетом статистического риска

   4.1. Понятие статистического риска

   4.2. Критерий максимального ожидаемого платежа

   4.3. Критерий минимального ожидаемого риска

   4.4. Деревья решений

   4.5. Учет отношения ЛПР к риску

   4.6. Функции полезности

   4.7. Построение функции полезности

5. Как следует выбирать управленческое решение в условиях полной неопределенности

   5.1. Что такое "полная неопределенность"

   5.2. Выбор решения на основе критерия Лапласа

   5.3. Выбор решения на основе максиминного критерия

   5.4. Выбор решения на основе максимаксного критерия

   5.5. Выбор решения на основе критерия минимакстного риска

   5.6. Выбор решения на основе критерия пессимизма-оптимизма

6. Выбор стратегии активизации продаж (на примере сети офисов Банка)

   6.1. Проблемная ситуация – выбор стратегии оптимизации продаж

   6.2. Формализованное описание проблемной ситуации

   6.3. Решение задачи выбора оптимальной стратегии активизации продаж

Заключение

Список цитированной литературы

.........................................................................................................................................

Практические занятия по изучению и отработке методов обоснования управленческих решений можно заказать по адресу info@borisyuk.ru

 

 

 

Управленческий консалтинг

Экспертиза системы управления деятельностью

Военные методы управления

Управление  проектами

Управление инновациями

Организационное проектирование

Управление персоналом

Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов

Деловые игры

Стратегическое планирование и управление

Поддержка управленческих решений

Курс "Теория и практика эффективного управления деятельностью"

Семинары по организационному управлению

Дистанционный консалтинг

Типовые программы дистанционного обучения

Персональный советник

Коммерческое предложение для компаний