Консалтинговое бюро Борисюка Ю.А.

Технологии эффективного управления организацией

Консалтинговое бюро Борисюка Ю.А.

Навигация

Система управления

Еще раз о стратегическом управлении фирмой

 

 

 

Еще раз о стратегическом управлении фирмой

 

Борисюк Ю.А.

доктор технических наук

 

В настоящей заметке предпринята очередная попытка изложить суть различия задач стратегического и оперативного управления фирмой. В действительности существует масса публикаций – статей и монографий, в которых в той или иной степени подробности излагаются вопросы стратегического управления: анализа, планирования, управления изменениями. Восемь из каждого десятка консультантов позиционируют себя в качестве специалистов по стратегическому управлению. По задачам стратегического управления защищаются дипломные работы в десятках народившихся  как грибы после дождя учебных заведениях, присуждаются степени MBA. Стало уже неприличным для управленца (особенно отличаются этим консультанты) не иметь в с послужном списке достижений, связанных с разработкой и реализацией стратегий предприятий и организаций. Все это свидетельствует о востребованности методологии  стратегического управления, ее важности для экономики фирмы.

В то же время категории и термины стратегического управления употребляются всуе, т.е. очень часто совершенно не по делу. Так, например, автор этих строк был свидетелем заседания Правления одной крупной компании, на котором представители дизайнерской фирмы, специализирующейся на создании логотипов, презентовали свою разработку. Высокому органу необходимо было принять «стратегическое решение» -  быть новому логотипу у компании или нет. На столе у Председателя правления лежал пухлый отчет с психофизиологическими обоснованиями соотношений длины и ширины начертания буквы «Ж», ключевой в предлагаемом разработчиком логотипе. Около половины времени заседания Правления по данному вопросу (более часа) было потрачено на попытки понять определяющую значимость и роль пропорций начертания этой буквы в формирование стратегии компании, оперирующей на рынке строительства Жилья. В итоге обсуждения один из членов Правления с грустью заметил: «теперь мне понятно, где мы будем со своей стратегией после оплаты этого логотипа».

И подобных примеров каждый из вас, уважаемые читатели, может привести довольно много.

Как показывает практика управленческого консалтинга,  для менеджмента многих компаний, озабоченного задачами организационного развития, по-прежнему остается насущной необходимость четкого определения и разделения функций и задач стратегического и оперативного управления. Именно для этих случаев и для этих людей написана данная статья.  

Основой для выделения задач стратегического управления фирмой является понимание того факта, что любая организация может существовать только при условии, если она удовлетворительно (позитивно) отвечает на запросы и требования внешней среды. Изменяющаяся внешняя среда постоянно ставит перед фирмой вызовы, заставляя ее приспосабливаться к новым требованиям. А далее все по Ч. Дарвину: в живых остаются только те виды (читай  - фирмы), которые вовремя уловили тенденции (угрозы) и успели приобрести и развить новые приспособленческие функции и качества.   

Если в животном и растительном мирах качества и функции,  необходимые для  выживания, генерируются и закрепляются методом проб и ошибок (цена ошибки  - вымирание) на многочисленных популяциях, то для субъекта экономической деятельности применение данного метода является смертельно опасным занятием. Поэтому вместо упражнений в играх с природой (рынком) с закрытыми глазами руководство фирмы пытается вскрыть закономерности в изменениях внешней среды, определить соответствующий функциональный облик своей организации и сыграть на опережение, преобразовав фирму к виду, устойчивому к наступившим и грядущим угрозам.  Эта деятельность и есть то, что принято считать стратегическим управлением.

Результатом решения задач стратегического управления является выбор процессов (способов) удовлетворения запросов внешней среды и определение требований к ним. Организация работы фирмы по реализации данных процессов с качеством, отвечающим выставленным требованиям, является содержанием оперативного управления. Естественно, что в данном случае  под глаголом  «организация» понимается выполнение известной совокупности функций – регулирование, контроллинг, мотивация.

Исходя из изложенного,  мы можем утверждать, что стратегическое управление  – это специфический вид деятельности в организационных системах, направленный на определение желаемого состояния фирмы, адекватного вызовам внешней среды, и создание условий, необходимых для перехода фирмы в желаемое состояние из состояния текущего.

Далее попытаемся формализовать изложенные положения.

Предприятие (для удобства называемое фирмой Ф)  может быть описано кортежем

{С, Z, A, S, P, R, U},

в котором:

C - множество целей фирмы;

Z - множество задач фирмы;

A - алгоритм функционирования фирмы;

S - структура фирмы;

P - множество, элементы которого - выпускаемая продукция;

R - множество, элементы которого - потребляемые ресурсы;

U - множество управляющих воздействий.

Фирма Ф находится во взаимодействии с внешней средой, проявление которой может быть описано множеством факторов F, воздействующих на фирму.

Состояние фирмы Ф оценивается вектором показателей W = (w1, w2, … , wg)t, компоненты которого при заданных C, Z, A, S, R и P суть функции от элементов множеств Fи, U, т.е.  wi = wi(F, U).

Если эффективность фирмы оценивать некоторой скалярной функцией

v = v (W),

например, вероятностью решения задач из множества Zна уровне не ниже требуемого,  то задача управления фирмой сводится к отысканию таких значений элементов множества  U, которые одновременно доставляли бы экстремум  

v → extr 

и обеспечивали бы выполнение дисциплинирующих ограничений типа  

zh (W zho

При этом делается немаловажное допущение об области возможных значений элементов множества F. Например, о статистических законах их изменения и их параметрах (задача статистического риска). Если же информация о статистических характеристиках поведения F отсутствует, то приходится отыскивать такие управляющие воздействия, которые были бы наилучшими для условий неопределенности поведения внешней среды (характерно для слабого маркетингового обеспечения).

Решению этой задачи посвящает себя оперативно-тактический контур системы управления фирмы. Фундаментальной особенностью организации работы этого контура является постулирование существование решения сформулированной выше задачи, т.е. предположения  о том, что фирма и внешняя среда находятся в состоянии относительного равновесия, и возможные флюктуации элементов множества F своевременно демпфируются управляющими воздействиями  из множества U, не приводящими к структурным изменениям фирмы (так называемая, параметрическая оптимизация).

Реализация оперативно-тактического  контура системы управления может быть осуществлена в рамках выбранной для фирмы организационной структуры.

Необходимость изменения кортежа {С, Z, A, S, P, R, U} возникает тогда, когда решение задачи параметрической оптимизации в рамках прежней структуры фирмы становиться невозможным. Это происходит вследствие изменения характера взаимодействия фирмы и внешней среды, при котором у фирмы уже нет достаточных внутренних ресурсов для поддержания своего гомеостаза в меняющейся внешней среде. Для внешней среды фирма становится чужеродным телом и отторгается ею.

Обеспечение гармоничного сосуществования фирмы и внешней среды происходит через адаптацию целей фирмы к потребностям метасистемы, т.е. ближнего и дальнего окружения фирмы.  Поэтому, в составе функций управления фирмой появляется  мониторинг окружающей среды. Орган, реализующий эту функцию, решает задачи сбора и анализа информации во всех областях экономической, политической, культурной и научно-технической жизни общества, на основании которой выстраивается модель поведения метасистемы. Наличие модели (вернее, совокупности моделей, отличающихся по сущности моделируемых явлений) позволяет выявлять  тенденции развития метасистемы, прогнозировать изменения в конъюнктуре рынка и делать выводы о перспективности возможных вариантов развития фирмы – изменения функциональной, процессной и организационной структур.

Именно прогнозирование развития метасистемы на основании моделирования дает возможность проектировать траекторию, по которой фирма из текущего состояния, задаваемого кортежем {Сt, Zt, At, St, Pt, Rt, Ut}, должна переместиться в желаемое конечное состояние, определяемое кортежем {Сk, Zk, Ak, Sk, Pk, Rk, Uk}. Эта траектория задается параметрически (параметр – время t) в пространстве координат задач Z.

Поскольку трудно обеспечить абсолютную достоверность прогнозов о состоянии внешней среды на относительно отдаленную перспективу, то реально рассчитывается не одна, а множество (конус) траекторий, переводящий фирму из текущего состояния в область желаемых состояний.

Положение фирмы на траектории задается перечнем и конкретными значениями  количественных характеристик решения задач Z , т.е. точками

(t0, z01, z02, … , z0m),  (t1, z11, z12, … , z1m), … , (ti, zi1, zi2, … , zim),  … , (tk, zk1, zk2, … , zkm).    

Координаты точек на траектории движения фирмы называют «стратегическими задачами».

Для обеспечения решения стратегических задач разрабатываются «стратегические программы», призванных перевести фирму из точки  (ti, Zi) в точку (ti+1, Zi+1).

Выполнение стратегической программы (проекта) и есть приложение к фирме реального «стратегического управляющего воздействия», благодаря которому и происходит перемещение фирмы по расчетной «стратегической» траектории.

Вернее сказать, должно происходить. В реальности фирма под воздействием разных причин внутреннего и внешнего происхождения совершает сложное движение – она колеблется относительно рассчитанной траектории. Вдоль траектории фирму ведет стратегическое управление (стратегические программы), а на траектории ее старается удержать оперативно-тактический контур системы управления.

Таким образом, к основным функциям стратегического управления следует отнести:

a.   мониторинг окружающей среды, сбор и анализ информации, касающейся своей и смежных  областей экономики, разработку на основе моделирования прогнозных сценариев развития экономической ситуации на отдаленную (стратегическую) перспективу;

b.   планирование стратегической траектории развития фирмы, обоснование стратегических задач вдоль стратегической траектории, обоснование и разработку стратегических программ их решения;

c.    управление стратегическими программами.

Данное определение иллюстрируется рисунком

 

 

Файл fig_01.jpg

 

  

В последующих заметках автор предполагает обратиться к практическим примерам реализации функций и задач стратегического управления в различных сферах деятельности, отдавая, однако, предпочтение наукоемким технологиям и производственным предприятиям.    

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий консалтинг

Экспертиза системы управления деятельностью

Военные методы управления

Управление  проектами

Управление инновациями

Организационное проектирование

Управление персоналом

Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов

Деловые игры

Стратегическое планирование и управление

Поддержка управленческих решений

Курс "Теория и практика эффективного управления деятельностью"

Семинары по организационному управлению

Дистанционный консалтинг

Типовые программы дистанционного обучения

Персональный советник

Коммерческое предложение для компаний